Москва, Коломенская, 13

+7 (499) 393-38-20                                                                                                                                                                                                                                                                          

 

Словарь

ПАВИЛЬОН (фр. pavillon от лат. papilio – шатёр) – отдельно стоящая лёгкая постройка в парке, предназначенная для кратковременного отдыха и связанная с окружающим ландшафтом (напр., павильон «Три грации» в Павловском парке).
ПАЗУХА ЛИСТА – отклонение листа, черешка от стебля, к которому он прикреплён.
ПАЛИСАД – 1) лёгкий сквозной невысокий забор из реек; 2) трельяжная изгородь по краю боскета.
ПАЛИСАДНИК – небольшая озеленённая полоса между фасадом здания и тротуаром (шириной около 4-6м), отделяемая от последнего оградой, обычно используется для создания газона, цветников, композиций из кустарников.
ПАЛЬМЕТТА – стилизованный пальмовый лист, один из элементов художественного оформления садового партера.
ПАНДУС (фр. pente douse – пологий) – подъём (обычно крутизной 12-15 градусов) для въезда экипажей на верхнюю площадку дворца. Иногда устраивается вместо лестницы внутри здания или рядом с ним (напр., для спуска в парк из Екатерининского дворца в Царском селе.).
ПАННО – обрамлённая роспись, рельеф, картина, предназначенная для украшения стены, сводов, потолка.
ПАНОРАМА – широкая (иногда круговая) и многоплановая перспектива, позволяющая свободно обозревать большое открытое пространство, обычно с высоты. Она рассчитывается на восприятие целиком и последовательно фрагмент за фрагментом, которые представляют собой отдельные композиционные законченные картины. В П. выделяются высотные доминанты (см.), акценты (см.), композиционные паузы. При увеличении вертикального угла зрения, что зависит от перепада высот точки и объекта наблюдения, сила эмоционального воздействия увеличивается.
ПАНТЕИЗМ (гр. pan – весь, гр. theos – бог) – религиозно-философское учение, отождествляющее бога с природой и рассматривающее природу как воплощение божества. В 16-17 вв. под оболочкой П. проводились материалистические и атеистические учения (Дж. Бруно). В новейшей философской традиции П. отражает мистическое обожествление законов природы.
ПАНТОГРАФ – прибор для вычерчивания копий с чертежей, планов в изменённом масштабе (обычно уменьшенном, напр., чертёж в М 1:20 переводится в 1:50).
ПАР – участок природной земли, свободный от посева, сорняков и содержащийся в рыхлом состоянии.
ПАРАДИЗ (гр. paradeisos – сад; фр. paradis – рай) – райский сад, место, свободное от греха, исполненное спокойствия, душевного и физического комфорта. Так назывался ещё в IV в. до н.э. парк персидского царя Кира Младшего, который был разбит в живописной гористой местности, богатой дичью, обилием плодовых деревьев, чистыми родниками и т.п.
ПАРАПЕТ – массивное, низкое, архитектурно оформленное ограждение вдоль набережных, мостов, подпорных стенок и террас.
ПАРАФРАЗ (гр. paraprasis – описание) – фантазия на заимствованную тему, передача чего-л. своими словами, пересказ, близкий к тексту. Для парковых пейзажей 19 в. было характерно цитирование символов и образцов истории и литературы. Повторялись и парковые сюжеты. Напр., во многих европейских парках начала 19 в. возникли «Острова Руссо» по аналогии с могилой Руссо на тополином острове в Эрменнонвиле.
ПАРК (фр. parc от позднелатинского parcus – огороженное место) – обширная (обычно больше 10-15 га) озеленённая территория, благоустроенная и художественно оформленная для отдыха под открытым небом. Термин проник в русский язык в XVIII в. из Англии и первоначально означал естественную рощу или участок леса с живописными аллеями, полянами, прудами свободных очертаний, беседками, скульптурой и т.п. В настоящее время П. рассматриваются как важнейшие элементы общегородской системы озеленения и рекреации; они выполняют оздоровительные, культурно-воспитательные, эстетические, природоохранные функции. П. подразделяются по назначению на ПК и О (см.), детские, спортивные, прогулочные, мемориальные, парки-музеи; по местоположению и использованию населением – общегородские, районные, загородные; по характеру рельефа территории – пойменные, овражные, нагорные и т.д.
ПАРК АНГЛИЙСКИЙ – пейзажный П., главным признаком которого является передача красоты естественного ландшафта, в противовес «французскому», где преобладают регулярные формы, симметрия и т.п. Понятие П.а. возникло в Европе XVIII в. и было связано с романтизмом (см.), для него характерны свободные очертания берегов водоёмов, большие и малые поляны, насаждения, организованные по кулисному принципу, извилистые дороги вдоль склонов рельефа, где тёмные рощи сменяются солнечными лужайками, раккурсными (а не по прямой) видами на архитектурные сооружения, выявление художественных достоинств древесно-кустарниковых групп, отдельных деревьев-солитеров и т.д.
ПАРК ДЕТСКИЙ – П., предназначенный для отдыха детей, включает ряд игровых площадок (в зависимости от возрастной категории детей), физкультурно-оздоровительных сооружений и т.п. Выбор растений для озеленения П.д. должен удовлетворять специальным требованиям. С одной стороны, необходимо для расширения кругозора детей дать им возможность знакомиться со всем разнообразием флоры и ландшафтных явлений вообще (в т.ч. рощами, полянами, ручьями, лиственными и хвойными деревьями и т.д.), с другой – исключить возможность вреда от ядовитых, колючих растений, от слишком резких перепадов рельефа, речных водоворотов и т.д.
ПАРК ИТАЛЬЯНСКИЙ – регулярный парк на террасированных склонах с подпорными стенками и боскетами, богато украшенными скульптурой, лестницами, балюстрадами, фонтанами, нишами и т.д. Для П.и. особенно характерно осевое построение плана, симметрия, наличие главной композиционной оси, направленной поперёк склона и связанной с дворцом-доминантой. Зрительная связь с окружающим ландшафтом обычно строится вдоль вист (см.), образованных рядами высоких деревьев. Стилистически тип П.и. соотносится с Ренессансом, отчасти Барокко, наиболее выдающиеся образцы находятся в ансамблях XIV-XVI вв., таких, как вилла Ланте, вилла Д’Эсте.
ПАРК КУЛЬТУРЫ И ОТДЫХА – тип городского или районного парка – культурно-просветительное учреждение на открытом воздухе среди насаждений. Основное назначение – массовый отдых наряду с проведением воспитательных мероприятий, культурные развлечения. В планировке ПК и О обычно включаются: зелёный театр, библиотека, спортивный комплекс, танцплощадка, детский сектор. Планировочную основу всей территории составляют насаждения, поляны, водоёмы, лужайки. Первые ПК и О были открыты в нашей стране в 20-30-е годы, многие из них на базе усадебных и других исторически возникших парков.
ПАРК СПОРТИВНЫЙ – комплекс спортивных сооружений и площадок, расположенных среди насаждений, которые должны занимать не менее 50% всей территории и создавать благоприятные условия для отдыха и занятия спортом.
ПАРК УСАДЕБНЫЙ – исторически сложившийся парк при городской или загородной усадьбе. В ансамбль П.у. обычно входит главный дом усадьбы (дворец, особняк), жилые флигели, хозяйственные постройки, пруды, плодовые сады и пр. Имеют по сравнению с дворцово-парковым комплексом меньшие размеры.
ПАРК ФРАНЦУЗСКИЙ – строго регулярный тип парка, возникший в XVII в. (ансамбль Во-лё-Виконт, Версаль, Тюильри и др.). В нём природа подчинена архитектуре, сам он рассматривается как связующее звено между ними. Главные признаки: последовательное развитие пространства вдоль главной оси (проходящей и через дворец), обширные цветочные партеры и водные «зеркала», каналы, диагональные лучевые дороги. Особенно характерны стриженые шпалеры и боскеты (см.), разграничивающие пространства и придающие им чёткие геометрические очертания. Будучи историческим развитием итальянского ренессансного парка, он отличается от него значительно меньшими перепадами рельефа и более сложной организацией обширных пространств. Идеологически П.ф. представляет собою торжество абсолютизма, прославления власти «короля-солнца». Влияние этого типа парка ощущается в большинстве европейских парковых композиций конца XVII – начала XVIII вв.
ПАРК-ПАМЯТНИК – старинный парк, имеющий мемориально-историческое, архитектурно-художественное, научное значение. Подлежит охране и восстановлению методами консервации, реставрации и реконструкции (см.).
ПАРНАС – насыпной холм со спиральной видовой дорожкой и площадкой на вершине, открытый на окружающую местность, символическое место обитания Аполлона и муз (в Останкино и многих других парках XVIII в.).
ПАРТЕР – декоративная открытая геометрически построенная композиция из стриженых трав, низких кустарников, цветочных посадок, песка и др. мёртвых (см.) материалов. Образует парадную часть регулярного парка, сада у главных зданий ансамбля, памятников. Характеризуется строгостью линий форм. Включает водные «зеркала», скульптуру. Различают кружевной, наборный, орнаментальный, английский, разрезной и другие разновидности П. В П., устроенных на разных уровнях, используются цветочные и декоративно-кустарниковые растения с живописно ниспадающими ветвями и побегами, плетистые и вьющиеся розы, водные или цветочные каскады, подпорные стенки и открытые лестницы.
ПАРТЕР АНГЛИЙСКИЙ – разновидность классического садового П., отличающаяся относительно простым рисунком, выполненным с помощью газона и песка, иногда с использованием цветов.
ПАРТЕР КРУЖЕВНОЙ – П. со сложным декоративным оформлением, напоминающим кружева, вышивку («бродери»). Его рисунок обычно выполняется с использованием «мёртвых» (см.) материалов.
ПАРТЕР НАБОРНО-ОРНАМЕНТАЛЬНЫЙ – вид П. кружевного, сочетающегося с поверхностями стриженого газона. Фоном обычно служила толчёная черепица.
ПАРТЕР РАЗРЕЗНОЙ – разновидность классического садового П., в котором главное значение имеют цветы на фоне песка (напр., у Монплезира в Нижнем парке Петродворца).
ПАРТЕРНЫЙ САД – сад регулярного типа с доминированием газонных площадей, цветников, водоёмов. Деревья и кустарники обычно располагаются по периферии куртин и клумб; растения подвергаются регулярной стрижке, им придаётся форма шара, куба, квадрата и т.д.
ПАССАЖ – крытая галерея, проходящая через здание и соединяющая соседние улицы, площади. Часто имеет остеклённое перекрытие, связано с торговыми учреждениями.
ПАСТОРАЛЬ (фр. pastorale; лат. pastoralis – пастушеский) – жанр в литературе, музыке и изобразительном искусстве, ведущий истоки из античной поэзии. Изображение сцен безмятежной сельской жизни на лоне природы. Идеализированный сельский пейзаж романтического парка.
ПАТИО – небольшой, замкнутый стенами или высокими каменными оградами сад испано-мавританского происхождения. Связан с интерьерами дома и включает аналогично атриуму (см.) декоративный бассейн, миниатюрный фонтан, растения в кадках.
ПАХОТНЫЙ СЛОЙ – образованный культивацией рыхлый поверхностный слой почвы с мелкокомковатой структурой.
ПЕЙЗАЖ – общий вид местности, визуально воспринимаемая часть ландшафта, ограниченная определёнными пределами, вызывает ощущения и настроения аналогично полотну художника. По пространственному признаку классифицируется на открытый, полуоткрытый, полузакрытый, закрытый.
ПЕЙЗАЖНОЕ ИСКУССТВО – искусство создания садовых и парковых композиций, как правило, на основе естественной, свободной планировки. В более широком смысле – архитектурно-художественная организация городских и загородных пейзажей, улучшение внешнего облика местности путём оперирования, главным образом, природными ландшафтными компонентами (растительность, воды, рельеф, а также дороги, отдельные сооружения).
ПЕНАТЫ (лат. penates – боги домашнего очага) – родной дом, уютная привычная обстановка.
ПЕРГОЛА (ит. pergola – навес) – садовая постройка, состоящая из деревянного или металлического каркаса с плоской или сферической поверхностью, поддерживаемой столбами, каменными колоннами; обвивается вьющимися растениями. Часто имеет вид крытой зелёной галереи.
ПЕРЛИТ – в искусстве аранжировки цветов – порошкообразная, увлажнённая масса для установки растений.
ПЕРСПЕКТИВА ВОЗДУШНАЯ (лат. – смотреть сквозь, проникать взором) – свойство приземного слоя воздуха окрашивать более отдалённые предметы в холодные (голубоватые, синие) тона, смягчать их действительный цвет и очертания. При соответствующем подборе растений можно иллюзорно усилить глубину пространства, напр., используя на заднем плане пейзажной картины разновидности деревьев с синевато-зелёной окраской листьев, хвои или с мягкими и плавными очертаниями крон (сосна Веймутова). Противоположный эффект достигается, когда используются деревья со светло окрашенной серебристой или золотистой листвой.
ПЕРСПЕКТИВА ЛИНЕЙНАЯ – зрительное уменьшение предметов по мере удаления их от наблюдателя. На этом основывается построение глубинных многоплановых видов пейзажа парка вдоль оси зрения. Паркостроители в прошлом использовали приём иллюзорной перспективы, когда аллеи, просеки казались длиннее, чем они есть на самом деле, если боковые ряды деревьев посажены не на параллельных, а на постепенно сходящихся лучах. Расстояние между зрителем и отдельным предметом сокращается, если скрыта лежащая между ними местность, напротив, создание новых зрительных планов между наблюдателем и объектом как бы отдаляют его. Крупные предметы, которые нужно было скрыть, прикрывались более мелкими, но стоящими ближе к точке зрения. Эти приёмы использовались при создании парков в Царском Селе, Павловске, Кускове и др.
ПИАФЛОР – см. Оазис.
ПИГМЕНТ – порошок, определяющий цветовые качества краски. Технические свойства краски (напр., её укрывистость, плотность и пр.) задаются её связующими составляющими (различны между акварелью, гуашью, темперой и др. средствами).
ПИКИРОВКА – разреживание густо растущих молодых растений.
ПИЛОНЫ (гр. pylon – ворота, портал) – монументальные устои или колонны при входе в сад, парк, на центральной площади и др. торжественных местах.
ПЛАКУЧИЕ РАСТЕНИЯ – декоративные формы, получаемые естественно, путём вегетативного размножения (ива вавилонская, ива белая) и прививкой (шелковица белая, ясень обыкновенный, плакучий, рябина плакучая и др.). Широко используется при озеленении водоёмов и на мемориальных объектах.
ПЛАНИРОВКА ПАРКА, САДА – территориальное устройство объекта, его пространственная и функциональная структура, размещение центров, дорог, насаждений, входов и т.д., определяется конкретными ландшафтными, социальными, архитектурно-строительными, экономическими, инженерно-строительными и др. условиями.
ПЛАНТАЖ (фр. plantage – посадка) – глубокая вспашка, перекапывание почвы перед посадкой плодовых или декоративных растений.
ПЛАНТАЦИЯ (лат. plantation – посадка растений) – площадь, где возделывается какая-л. специальная культура, требующая особого тщательного ухода (напр., цветочные П.).
ПЛАНЫ ЗРИТЕЛЬНЫЕ – пространственные зоны различной удалённости, подчёркивающие глубинность композиции в садах и других объектах ландшафтного проектирования. Особое значение придаётся первому, второму, заднему (дальнему) планам. П.з. часто намеренно подчёркивают, усиливают, в частности, путём устройства парковых кулис (см.).
ПЛАСТИКА – объёмные осязательные качества художественной формы в архитектуре, скульптуре, дизайне.
ПЛАТБАНД – цветочное обрамление садового партера. Иногда вместо цветов высаживаются низкорослые кустарники, деревца.
ПЛАТО – возвышенная равнина с ровной или слегка возвышенной поверхностью, ограниченная крутыми склонами, уступами рельефа.
ПЛЕНЭР (фр. plein air – открытый, вольный воздух) – передача воздушной среды, естественного освещения, состояния погоды и пр. (в живописи).
ПЛЕСКАТЕЛЬНЫЙ БАССЕЙН – искусственный мелкий водоём для детских игр.
ПОБЕГ ВТОРОГО ПОРЯДКА – боковой побег, развивающийся на ветвях первого порядка, т.е. отходящих от ствола растения.
ПОБЕГ ПЕРВОГО ПОРЯДКА – ветвь, отходящая непосредственно от ствола растения.
ПОД ШУБУ – способ декоративной обработки стены штукатурным набрызгом, создающим мелкобугристую поверхность.
ПОДИУМ – высокое прямоугольное основание сооружения, имеющее лестницу и отвесные стенки. Часто используется для размещения «висячего» сада.
ПОДЛЕСОК – совокупность кустарников, нередко и небольших деревьев, под господствующим пологом массивов и куртин.
ПОДРОСТ – молодые растения, ещё не достигшие высоты взрослых особей своего вида и не плодоносящие (напр., лесной П.).
ПОДСВЕЧИВАНИЕ НАСАЖДЕНИЯ – искусственное освещение групп, отдельных экземпляров растений в вечернее время с помощью специальных светильников (прожекторов); выявление с помощью света выразительных форм, деталей, деревьев, элементов цветников и пр.
ПОКЛОННЫЙ КРЕСТ – устанавливается при дороге, предназначен для молитвенных поклонов пред ним.
ПОКРЫТИЕ ИЗ ЕСТЕСТВЕННОГО КАМНЯ – облицовка поверхности рельефа, замощение дороги, площади и т.п. с использованием материалов природного происхождения, напр., гравия, песка, известняка, гранита, каменных плит различного размера и т.д.
ПОКРЫТИЕ ИСКУССТВЕННОЕ – замощение с использованием бетонных плит, асфальта и др. материалов искусственного происхождения.
ПОЛЗУЧИЕ РАСТЕНИЯ – Р., относящиеся к группе лиан, с укоренившимися побегами (плющ, барвинок, пуэрария).
ПОЛИХРОМИЯ – многоцветие (не менее двух-трёх цветов).
ПОЛУКУСТАРНИК – деревянистое растение с ежегодно отмирающими травянистыми верхними частями. Если его высота не превышает 1м, его называют полукустарником.
ПОЛУТЕНЬ – световые градации средней силы, расположенные обычно в переходах от освещённых частей предмета, ландшафтного объекта к теневым (напр., в кроне дерева, на береговых склонах, на беседке-ротонде и т.д.).
ПОЛУТОН – промежуточный цветовой или светотеневой тон.
ПОЛЯНА – открытое пространство в парке или лесу, в основном, свободное от деревьев и крупных кустарников, но имеющее травянистое покрытие. П. делятся на малые, средние и большие (ширина составляет соответственно 1,5-2; 2-4; 4-6; высоты окружающей древесно-кустарниковой растительности). П. объединяются в группы, анфилады, и «цепочки». Пространство крупных полян и выходы из них отмечаются солитерами и группами высоко декоративных деревьев. Очертаниям полян в плане обычно придаются изрезанные контуры (кулисы). Для лучшей инсоляции продольную ось поляны стремятся расположить в направлении, близком к меридиональному (поляны в Павловске, Воронове, Царицыне).
ПОЛЯРИЗАЦИЯ ЛАНДШАФТНАЯ – дифференциация территории на части, отличающиеся некими противоположными свойствами, напр., по признаку урбанизации ландшафта, когда выделяются участки, сохранившие свои природные характеристики, и, наоборот, участники, полностью изменённые под влиянием техногенных, антропогенных и иных факторов.
ПОМПАДУР – 1) букет, составленный в расчёте на зрительное восприятие только с одной стороны; 2) пышный, вычурный стиль (в одежде, мебели и пр.), «законодателем» которого в середине XVIII в. была фаворитка французского короля Людовика XV.
ПОП-АРТ – народное, популярное, «ширпотреб» - искусство. Направление возникло в конце 1950-х гг. как реакция на беспредметное искусство, первоначально представляло собой коллажи, комбинации из бытовых вещей на холсте. Зачинатели П.-а. (Д.Розенквист, Р.Лихтенберг и др.) представляли на выставке произведения, составными частями которых были вёдра, лопаты, одеяла, части автомобиля, манекены и т.д.
ПОРОДА ЛЕСНАЯ – вид или род древесных растений (главные, сопутствующие, хвойные, лиственные П. и т.д.).  Различают также П. по совокупности видов или сортов древесно-кустарниковых растений со сходными признаками (семечковые, косточковые, орехоплодные, субтропические и др.). П. пионерные – способные заселять и успешно развиваться на обезлесённых территориях.
ПОРОСЛЬ ПНЕВАЯ, ПРИСТВОЛЬНАЯ – способность растений образовать побеги возобновления из корневой шейки после отмирания или после порубок надземной части (напр., у липы, платана, ивы); быстро засоряет поляны (белый тополь – до 20-30м от ствола).
ПОРТАЛ – художественное оформление парадного входа в здание.
ПОРТБУКЕТ – держатель для букета.
ПОРТИК – выступающая перед фасадом здания открытая галерея, образуемая колоннами, несущими перекрытие; обычно отмечает собою главный вход в здание и поддерживает фронтон или аттик. П. играет роль переходного звена, композиционно связывающего интерьеры здания с парадным двором – курдонером (см.), улицей, площадью или прилегающим парком; часто является архитектурным завершением пространственной оси, проходящей через центральную часть дворцово-паркового комплекса (Михайловский сад в Ленинграде, Останкино в Москве и т.д.).
ПОСАДОЧНЫЙ ЧЕРТЁЖ ОЗЕЛЕНЕНИЯ – рабочий чертёж проекта на объекте озеленения, составленный обычно в М 1:500; 1:250, предназначенный для выноса в натуру мест посадки деревьев, кустарников, цветочных травянистых растений.
ПОСЕВ ВРАЗБРОС – равномерное разбрасывание семян по поверхности грядки, поляны, куртины, клумбы, (в отличие от рядового посева).
ПОСТАМЕНТ – возвышенное основание монумента, статуи, вазона.
ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ – направление в живописи конца XIX - начала XX вв., пришедшее на смену импрессионизму (наиболее видные представители П.Сезан, П.Гоген, В.Ван-Гог).
ПОСТМОДЕРНИЗМ – направление в архитектуре 1970-90 гг., характерное обращённостью к формам и деталям исторического наследия в сочетании с современной функциональной и конструктивной обоснованностью всего сооружения в целом. Такие мастера П. как Р.Бофил, Р.Вентури заимствуют старые мотивы в острой, новой трактовке.
ПОЧВОПОКРОВНЫЕ – группа растений, используемая для покрытия почвы, образования зелёного «ковра» с декоративными целями, а также для защиты её от выдувания, смывов. Характеризуются декоративными качествами: мозаикой листьев, стелющимся габитусом (пуэрария, плющ, можжевельник казацкий, барвинок малый, кампсис укоренившийся и др.).
ПОЯСНАЯ ДОРОГА – Д., проложенная по периметральным частям парка, большого сада, как бы опоясывающая центральные территории и образующая кольцевой прогулочный маршрут. Приём широко используется повсюду со второй половины XIX в.
ПРЕЛЮДИЯ (лат. praeludere - играть предварительно) – вступление, введение. Начальный этап архитектурно-ландшафтного сценария, заранее рассчитанной программы впечатлений вдоль прогулочного маршрута. Нечто предваряющее последующие зрительные эффекты по ходу маршрута.
ПРИБРЕЖНАЯ РАСТИТЕЛЬНОСТЬ – гидрофильная Р. по берегам водоёмов, прудов, озёр, рек. Обычно это ивы (плакучие формы у воды), тополя, тамариксы, платаны.
ПРИМИТИВИЗМ (лат. primitivus – первобытный, первоначальный) – подражание примитиву, расчёт на обаяние простоты, бесхитростности, иногда – старины, народной традиции. Отчасти проявляется и в ландшафтном дизайне, особенно при оформлении частных садов, дач.
ПРИРОДНЫЙ ПАРК – территория, характеризуемая выраженными ландшафтными особенностями местности (лес, степь, горы, скалы, реки, водопады, интересные флора и фауна), подлежащая особой охране и в тоже время доступная для туристов и отдыхающих.
ПРИРОДОЭКВИВАЛЕНТНОСТЬ – свойство архитектурных форм соответствовать в восприятии природным образованиям, напр., колонна – ствол, купол – небесный свод, руина – холм и пр.
ПРИРОСТ – побеги из ростовых почек, появившиеся в течение года, месяца (годовой, месячный П.).
ПРИЩИПКА – удаление точки роста на побеге для прекращения или замедления его дальнейшего развития. Приём стимулирует появление боковых побегов.
ПРОЕКТНЫЙ ПЕРИОД – период, в течение которого предусматривается осуществить все предусмотренные проектом мероприятия. Может быть растянут на 20 лет и более в силу специфики зелёного строительства (медленного роста и постепенного формирования насаждений).
ПРОМЕНАД (фр. promenade) - место для гуляния в парке, вдоль набережной, по бульвару, главной улице курорта и т.д. Предполагает устройство удобных пешеходных дорожек, зелёных насаждений в виде аллей, мест для кратковременного отдыха, объектов культурно-бытового обслуживания. Часто связывается с главными городскими площадями, видовыми точками на живописные окрестности.
ПРОПИЛЕИ (гр.propylaia – преддверие) – монументальная колоннада, аркада или симметрично и параллельно расположенные ордерные сооружения у парадного въезда в дворцово-парковый комплекс.
ПРОПОРЦИОНАЛЬНОСТЬ – соразмерность, гармоничное соотношение составных частей ансамбля между собой, важное условие достижения его композиционного единства. Соразмерность предопределяется общими пропорциями плана, размерами аллей, партеров, полян, массивов и других открытых и закрытых пространств. В регулярных парках (напр., в Петродворце) широко использовалось так наз. «золотое сечение», представляющее собой уравнение, где большой отрезок прямой относится к меньшему также, как их сумма к большему отрезку.
ПРОСПЕКТ (лат. prospectus – вид, обзор) – широкая, прямая, хорошо озеленённая улица с видами на архитектурные сооружения, окружающий ландшафт. Создаёт ощущение пропорциональности, парадности, торжественности.
ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ИСКУССТВА – архитектура и изобразительные искусства. В отличие от временных искусств (литература, театр, музыка и др.) в П.и. главное – размещение предметов в пространстве. Ландшафтный дизайн, как часть ландшафтной архитектуры, относится к П.и. В то же время он близок к прикладным (или декоративно-прикладным) искусствам, главный смысл которых – изготовление бытовых предметов, имеющих утилитарное назначение и вместе с тем отличающихся эстетическими качествами.
ПРОФИЛЬ – вид предмета сбоку, пересечение вертикальной плоскостью постройки, архитектурной детали, бульвара, участка рельефа и т.д.
ПРУД – искусственный водоём для содержания и хранения воды, главным образом поверхностного стока, устраиваемый в естественных понижениях, а иногда в искусственно созданных углублениях (П. – копани). Один из ведущих декоративных элементов парков, садов. Композиция пруда обычно включает художественно оформленные плотины, пристани, мостики и т.п. (напр., в парках Марфино и Кузьминки под Москвой).
ПРЯСЛО – участок ограды, ограниченный стойками, столбами.
ПСЕВДОГОТИКА – стилевое направление в европейской и русской архитектуре XVIII-XIX вв., возрождающее декоративные формы и мотивы средневековой готики. Её развитие связано с романтизмом, интересом к истории, стремлением отойти от нормативных приёмов классицизма. Псевдоготические постройки в виде «рыцарских» замков, крепостей во многом определяют облик таких парков, как Александрия в Петергофе, Царицыно и Петровский в Москве, Марфино в Подмосковье.
ПУСТЫНЬ – монашеская обитель, расположенная в стороне от населённых мест, больших дорог (напр., среди скал, лесов, заливов Валаамского, Соловецкого архипелагов).
ПЬЕДЕСТАЛ (ит. piedistallo – нога, место) – художественно оформленный постамент, подножие, основание памятника, статуи, колонны.

© 2007-2024. Все права защищены. +7 (499) 393-38-20
Rambler's Top100 GARDENER.ru - ландшафтный дизайн и архитектура сада