Москва, Коломенская, 13

+7 (499) 393-38-20                                                                                                                                                                                                                                                                          

 

Словарь

ТАКСАЦИЯ (лат. taxatio – определение цены) – оценка леса, древесных насаждений на участке (высота, ярусность, ежегодный прирост древесины, возраст, породный состав и т.д.).
ТАЛЬВЕГ (нем. tal – долина, weg – дорога) – линия, соединяющая наиболее пониженные участки дна долины, земной поверхности вообще. Определяет положение водотоков и водоёмов. Одна из самых существенных сторон анализа рельефа, ландшафта в целом при разработке проектов планировки.
ТЕЙП-ЛЕНТА – лента из вощёной бумаги, имеет свойства растягиваться при натяжении и становится липкой от нагревания руками. Используется для обмотки стеблей.
ТЕКСТУРА – характеристика лиственного покрова деревьев и кустарников, определяемая их размерами и расположением, способом прикрепления к побегам и ветвям, формой листьев. Большие листья образуют грубую текстуру (дуб, клён, некоторые тополя), листья мелкие, разрезные, лапчатые, пористые – более тонкую и изящную Т. (ива, гледичия, софора, ясень, акация белая, лиственница). Степень подвижности листьев также влияет на её характер (осина, ива). Эти различия позволяют группировать их, используя контрастные или нюансные соотношения. Понятие Т. близко к слову «фактура» (см.), последнее предполагает наличие определённого рельефа поверхности.
ТЕМА (гр. thema) – основная мысль, предмет, суть содержания художественного произведения. Указывает, к какому кругу явлений автор-художник, дизайнер его относит. Одна и та же Т. может трактоваться с разных идейных позиций.
ТЕНЕВЫНОСЛИВЫЕ РАСТЕНИЯ – Р., мирящиеся с недостатком света, растущие под пологом деревьев или стен в условиях затенения (водосбор, плющ и др.).
ТЕРРАКОТА – неглазурированные керамические изделия (вазы, барельефы, архитектурные детали и др.).
ТЕРРАСА (лат. terra – земля) – 1) горизонтальная площадка на склоне естественного или искусственного происхождения. Устраивается для размещения зданий, в сельскохозяйственном производстве, а также в архитектурно-ландшафтных целях, для прокладки парковых дорог, устройства площадок. Часто включает в себя лестницы (для перехода с одной Т. на другую), балюстрады, фонтанные комплексы, скульптуру и т.п.; 2) пристроенная к дому открытая площадка, часто с крышей на столбах и застеклённая.
ТЕХНИКА – совокупность специальных навыков, способов, инструментов и приёмов, с помощью которых создаются объекты ландшафтного дизайна. Зависит от их размеров, размещения, целевой направленности, индивидуальных особенностей исполнительского мастерства (напр., Т. создания икэбаны резко отличается от формирования цветочного партера и т.д.).
ТОЖДЕСТВО – одно из средств гармонизации садово-паркового ансамбля, при котором на первый план выходит  полное сходство соизмеряемых признаков, линейных и объёмных размеров какой-то определённой пространственной композиции. Тождественное чередование архитектурных  и др. компонентов парка (напр., скульптур, фонтанов, формованных деревьев вдоль аллеи, рисунка цветников и т.д.) устанавливает их метрическую закономерность в пространстве, придаёт композиции свойства уравновешенности и статичности. Т. находит применение главным образом в центральных и наиболее регулярных частях садово-парковых ансамблей.
ТОЛЕРАНТНОСТЬ – устойчивость растений к неблагоприятным воздействиям окружающей среды.
ТОМЭДЖИ – поперечная палочка для укрепления стеблей растений в вазе.
ТОНАЛЬНОСТЬ – в живописи, цветочной аранжировке – основной преобладающий цвет, колорит.
ТОНИРОВАНИЕ – подкраска материала.
ТОПИАРНОЕ ИСКУССТВО (англ. top – вершина) – фигурная стрижка деревьев и кустарников, придание им геометрических и фантастических форм, напр., из лавра благородного, биоты, бирючины и др. растений с мелкой фактурой кроны, хорошо переносящих стрижку.
ТОПОНИМИКА (гр. topos – место, onoma,onyma – имя) – совокупность географических названий на определённой территории.
ТОРЦЕВАНИЕ – получение шероховатой, лишённой блеска поверхности с помощью щётки-торцовки.
ТОРЦЕВАЯ МОСТОВАЯ – выстилка проезжей части улицы, дорожки, площадки многоугольными в плане обрубками дерева, сплочёнными между собой. Укладываются на песок поверх дощатой основы.
ТОРШЕР – высокий напольный светильник.
ТОТЕМ – животное, растение, камень-валун или иной предмет неживой природы, которые в древности являлись объектами религиозного поклонения членов рода. В современном ландшафтном дизайне может играть роль некоего символического образа.
ТОЧКА ЗРЕНИЯ – место, где находится наблюдатель по отношению к видимому объекту, напр., к пейзажной картине, перспективе, панораме и т.д. Т.з. определяется различиями физического положения субъекта и объекта восприятия по высоте, ракурсу, степени их пространственного отдаления и т.д.
ТОЧКА РОСТА – верхушка побега или корня, находящаяся в активной фазе развития.
ТРАВЕРТИН – известковый туф. Этот пористый известняк используется одновременно и как строительный, и как декоративный материал.
ТРАВНИК – сад трав – небольшой участок (от 10-15м2), на котором высаживаются разнообразные ароматные, декоративные, кулинарные, «аптекарские» травянистые растения – такие напр., как мята, лаванда, базилик, укроп, кориандр, бергамот, мелисса, майоран, петрушка, розмарин, шалфей, тимьян, тысячелистник, чистотел и др. Под Т. отводят обычно достаточно освещённое место, укрытое от ветров и частично затемнённое. При посадках растений принимается во внимание их совместимость в экологическом, эстетическом и ароматическом отношениях. Важно учитывать также и размеры, возрастную динамику растений с тем, чтобы высокие не заслоняли низкорослые. Планировка Т. может быть как регулярной, в виде грядок той или иной формы, либо свободной, с иными контурами гряд. Некоторые относительно более крупные Т. включают в свой состав стриженый газон, разделяющий сад на отдельные участки.
ТРАВЯНИСТЫЕ РАСТЕНИЯ – большая группа цветущих или орнаментальных Р., включающая однолетники, двулетники, многолетники, в том числе луковичные, клубнелуковичные; к травам относятся также бамбук, банан и др.
ТРАВЯНИСТЫЙ БОРДЮР – полоска растений, окаймляющая цветник или партер, оттеняющая и подчёркивающая отдельные элементы (из трав лобелия, эринус, сантолина, цинерария маритима, колеус, перилла нанкинская и др.).
ТРАНСПИРАЦИЯ – испарение воды растениями, происходит главным образом с поверхности листьев.
ТРАНСФОРМАЦИЯ – радикальное и быстрое видоизменение, преобразование, превращение (напр., устройство парка в лесном массиве, коренная реконструкция садового участка).
ТРАССА (нем. trasse) – линия, разбитая на местности или нанесённая на карту, намечающая направление движения или пролегания чего-л. (дороги, канала, трубопровода, административной границы и т.д.). Трассировать дорогу – намечать её на местности.
ТРАФАРЕТ (ит. traforo – продырявливание) – воспроизведение оригинального рисунка с помощью прорезей на бумаге или более прочном материале с их последующей закраской.
ТРЕЛЬЯЖ (фр. trellage) – вертикальная плоскостная опора (каркас) для вьющихся растений (роз, клематисов и др.). Выполняется в виде ажурной обрешётки из дерева, металла с различными размерами гнёзд, длина и высота зависят от вида оплетающего растения и характера использования; устанавливается в садах, на улицах, вдоль мостиков, лестниц. Одновременно служит ограждением, может улучшать микроклиматические условия на площадке, обеспечить разделение пространства, направить движение пешеходов в нужном направлении.
ТРИПТИХ (гр. triptychos – втрое сложенный) – художественное произведение, состоящее из трёх самостоятельных частей, связанных общей темой, идеей. В регулярных садах иногда имеет симметричную основу. Напр., струи фонтана, стриженые деревья, группа ваз и т.д.
ТРОПИНОЧНАЯ СЕТЬ – сеть тропинок и дорожек шириной до 1,5-2м, характерна для лесопарков и парков, прокладывается в соответствии с условиями рельефа; продольные уклоны не могут быть круче 8 градусов.
ТРЮМО – высокое зеркало, заполняющее простенок (или переносное). В XVIII-XIX вв. в дворцовых помещениях часто размещались так, чтобы отражать через большие окна пейзаж. Т. становилось таким образом дополнительным устройством связи интерьера с природой.
ТУПЕЙ (от фр. toupet – чуб) – старинная причёска – взбитый хохол волос на голове. Тупейный художник (устар.) – парикмахер, то же, что куафер. Искусство создавать пышные причёски в XVIII в. было сродни садово-парковому искусству (см. Топиарное искусство).

© 2007-2024. Все права защищены. +7 (499) 393-38-20
Rambler's Top100 GARDENER.ru - ландшафтный дизайн и архитектура сада